Фрагмент для ознакомления
2
1.Приватизация государственной собственности. Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления, проблемы
Приватизация государственной собственности
Приватизация – эта форма преобразования собственности, представляющая процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют две стороны, и обязательно одна из сторон государство. Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. К лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». В 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Целью приватизации в РФ было создание частного собственника. Она является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и может представлять систему экономических отношений, которые возникают в связи с изменением различных форм собственности на средства производства: с государственной на частную. Экономическое содержание приватизации это изменение формы собственности с государственной (муниципальной) на частную (индивидуальную, паевую, акционерную), переход государственного имущества в частый сектор экономики. Приватизация государственной собственности всегда рассматривалась в научных и общественно-политических кругах, но в последнее время в связи с принятием новой программы о приватизации федерального имущества она стала еще более актуальной.
Для этого был разработан новый план о приватизации, в нем рассматривается тотальная распродажа государственного имущества, это может привести к тому, что может возникнуть определенная проблема по эффективному управлению государственной собственности и тем самым подорвать основы стратегического планирования экономики России. Отношения приватизации в России регулируются Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно этого закона РФ, приватизация государственного и муниципального имущества рассматривается, как возмездное вознаграждение, отчуждение имущества, которое находится в государственной собственности РФ, субъектов РФ, государственном управлении. При рассмотрении приватизации как инструмента экономического развития самой страны необходимо обратить внимание не только на юридическое, а на экономическое толкование этого понятия. Экономическая сущность приватизации в основном состоит в перемещении ресурсов из государственного сектора в частный сектор, но при этом государство освобождает от бремени управления те предприятия, которые способны самостоятельно и эффективно функционировать в рыночной экономике, сосредотачивать свою деятельность в стратегически значимых объектов государственной собственности, и которые остро нуждаются в государственном финансировании для выполнения определенных общественно важных функций. Главным вопросом для перехода в экономический подход, является рассмотрение конкретного вопроса, о том насколько эффективны объекты собственности и использовались ли они, чем вызвана необходимость смены собственников. В практической деятельности принимаются определенные решения о преобразовании собственности и они могут диктоваться различными обстоятельствами (политический курс, развитие теневого и криминального бизнеса, давление со стороны политических группировок).
Эффективное управление государственной собственностью не может быть достигнуто только в рамках стратегического планирования экономики как развивающегося механизма, но при этом в ней возникает координированная связь со стороны производителей, которые начинают выполнять заказы конечных потребителей (домашние хозяйства, государство, эксперты). В последнее время российское правительство не раз заявляла о необходимости провести глобальную приватизацию государственных активов, это нужно для того, чтобы можно было пополнить доходы бюджета после финансового кризиса и улучшение инвестиционного климата в стране. Одной из целей новой программы провозглашалось эффективное отчуждение государственного имущества, востребованного в коммерческом обороте.
Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления, проблемы
Приватизация – это специальное прекращение права государственной или муниципальной собственности, наступающее по решению собственника о возмездной передаче принадлежащего ему имущества в собственность физических или юридических лиц в порядке, установленным ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178 – ФЗ (в ред. От 10.05.2007г.). В настоящее время известно, что рынок не может функционировать без развитого института частной собственности, но также было известно, что в момент перестройки, когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к разнообразию ее форм. Приватизация была необходима по нескольким причинам: для ликвидации фактической монополии государственной собственности; передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств; создания экономического фундамента изменившегося в стране политического режима.
Первым нормативным актом становится введение процесса в законные рамки, для этого был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», от 3 июля 1991г. В нем рассматривался определенный перечень и компетенция государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, а также регламентировал определенный порядок и способы проведения самой приватизации государственных и муниципальных предприятий. Этот закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. Согласно статьи 3 закона цели и порядок приватизации были установлены государственной программой приватизации, утверждаемой высшим законодательным органом. Государственная программа содержала три основные направления по проведению приватизации. Первое направление рассматривает, то что работники предприятий бесплатно наделялись акциями в размере 25% от уставного капитала, им также выделялись 10% обыкновенных (голосующих) акций, приобретаемых со скидкой в 30% от их номинальной стоимости, руководству предприятия - 5% акций по цене, равной номиналу. Второе направление рассматривает, то что трудовому коллективу разрешалось приобрести 51% акций от приватизируемого предприятия, но по высокой цене, это на 1,7 раза выше номинала. Третье направление рассматривает, то что по решению трудового коллектива создается инициативная группа которая, берет на себя ответственность за проведение приватизации предприятия и ограждает его от банкротства. В случае выполнения группой взятых на себя обязательств по истечении заключенного ранее договора ее члены приобретали право на получение 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций.
Основным способом приватизации являлась конкурсная или аукционная продажа предприятий. После указа президента от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» акционирование стало быстро вытеснять другие способы. Все крупные предприятия с балансовой стоимостью основных фондов свыше 50млн руб. (на 1 января 1992 г.) или численностью работников свыше 1 000 чел. подлежали обязательному акционированию. Таковых насчитывалось 30169. Из них свыше 70% к 1 июля 1994 г. оказались преобразованными в АО, решения о реорганизации в акционерные общества открытого типа приняты в отношении 81% предприятий. Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе. Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения - 1 июля 1994 года. К середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества. Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не может содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе за 1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили 0,4% всех доходов, в 1994 году еще меньше. Акции приватизированных компаний были недооценены в десятки и в сотни раз. Счетной палатой было выявлено «необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов», на том же ваучерном этапе приватизации. Именно тогда государство лишилось большей части своей собственности.
Переход ко второму этапу приватизации – денежному – был утвержден указом президента от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г». На данном этапе намечалось решение двух стратегических задач: добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления структурной перестройки последних; значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. Указ предусматривал направление 51% от продажной цены самому приватизированному предприятию для реструктурирования и развития производства. Залоговые аукционы проводились с целью пополнения государственного бюджета. В результате этих аукционов государственная собственность была передана в руки олигархов по беспрецедентно низкой цене.
Третий этап приватизации получил наименование точечного (в аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью). Закон официально признал окончание массовой и безвозмездной приватизации, изъял большинство прежних льгот у трудовых коллективов и расширил полномочия регионов, предоставив им право разрабатывать собственные варианты приватизационных схем. Этим же законом была отменена практика составления ежегодных плановых заданий на приватизацию. Но задача наполнения бюджета доходами от приватизации сохранялась. Ее выполнение теперь должны были обеспечивать главным образом единичные крупные сделки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Волкова Е.Д. Приватизация. – М.: Экзамен, 2017. – 234с.
2. Журавлева Н.Д. Экономическая теория. – М.: Просвещение, 2017. – 456с.
3. Боброва П.Р. Теория потребления. – М.: Просвещение, 2017. – 123с.
4. Комаров А.Г. Приватизация по правилам: вопросы и ответы. – М.: Высшая школа, 2017. – 123с.
5. Копылова А.Д. Приватизация в России. – М.: Высшая школа, 2016. – 123с.
6. Козлов А.А. Теория потребления. - М.: ЮНИТИ, 2017. – 567с.
7. Копылов В.В. Приватизация. – М.: Просвещение, 2016. – 123с.
8. Кузнецов П.П. Приватизация. – М.: Проспект, 2017. – 567с.
9. Макарова В.Ф. Теория потребления. – М.: Арист, 2017. – 234с.
10. Романов А.У. Приватизация. – М.: Экзамен, 2016. – 123с.
11. Соколова В.Г. Разгосударствление и приватизация. – М.: Просвещение, 2017. – 123с.